SHIMANO XTR M9100 vs SRAM XX1 EAGLE — прорыв или сокращение отставания?

Топовое оборудование для маунтинбайка от SHIMANO и SRAM вызывает нескрываемое восхищение у любого велосипедиста, ведь над воплощением технических идей в конечный продукт работает огромное количество сотрудников от инженеров, технологов и райдеров до дизайнеров и маркетологов. Разница в появлении 12-скоростной трансмиссии SRAM XX1 Eagle и SHIMANO M9100 составляет 2 года, 2016 и 2018 соответственно. Эту разницу компания SHIMANO должна была потратить на создание собственного инновационного продукта, изучив все плюсы и минусы SRAM Eagle, однако при более детальном рассмотрении появляется ощущение, что инновационности не так уж много, а вот схожих идей – масса. Давайте вместе со специалистами нашего веломагазина BestBikes разберемся, так ли это. Предлагаем ознакомиться с новой группой SHIMANO XTR M9100 и сравнить ее, где это уместно, с аналогичной топовой серией оборудования SRAM XX1 EAGLE.

Начнем наше сравнение с самой заметной части трансмиссии, которая сразу бросается в глаза, – огромная кассета с диапазоном 10-51T у SHIMANO и 10-50T у SRAM.

 

Выполнены они по-разному. SRAM использует технологию X-Dome — звезды кассеты с 1 по 11 выполнены из цельного куска стали с применением фрезеровки, а 12 звезда на 50 зубьев сделана из алюминия. SHIMANO идет по более простому (с технологической точки зрения) пути и использует закрепление отдельных наборов звезд на алюминиевых пауках. Материал звезд 1-4: сталь, 5-9: титан, 10-12: алюминий. Заявленный производителем/фактический вес у SHIMANO 367/370 г, а у SRAM — 360/367 г. Для крепления маленькой звездочки кассеты на 10 зубьев необходимо было изменить форму барабана втулки и посадочных шлицов, так что приветствуем появление еще одного стандарта Micro Spline.

Стоит заметить, что расчет 10-51T 12ск. не единственный, который предлагает XTR M9100. Есть еще расчет 10-45T 12ск. с более плавным диапазоном, а также 10-45T 11ск. Да, все верно, здесь нет ошибки, именно 11 скоростей. Для экономии веса в гонках по «равнинному» рельефу есть возможность установить кассету, у которой отсутствует самая большая звезда 51T. Паук у такой кассеты аналогичен 12-скоростной кассете и никаких дополнительных проблем с установкой на велосипед не возникает. Установка кассеты на 11ск., заднего переключателя с короткой лапкой и более короткой цепи позволит сэкономить примерно 80г веса. Неплохо!

Что касается качества покрытия звезд SHIMANO, ждем реальных отзывов райдеров, возможно после нескольких тысяч гоночных километров кассета будет не такая уж привлекательная. В случае SRAM стоит отметить отличную надёжность покрытия кассеты, после многих гоночных километров, по трассам с обильным количеством грязи золотое покрытие не слазит, что говорит об отличном качестве материала.

Задние переключатели имеют несколько схожий вид, однако по содержанию отличаются кардинально. XTR использует уже хорошо известную технологию SHADOW RD+ с изменяемой жесткостью лапки. В более легких условиях, когда не предвидятся большие колебания цепи, выбирается минимальная жесткость лапки, при которой переключение происходит легко и плавно. Для сложных трасс с большими неровностями и дропами Вам нужна максимальная жёсткость лапки для наилучшего гашения колебаний цепи, однако при переключении наблюдается появление дополнительного сопротивления в набрасывающем рычаге манетки, что не нравится многим райдерам. SRAM всегда имеет достаточно высокую жёсткость лапки, при которой трансмиссия легко и четко работает на любом рельефе. Для удобства снятия заднего колеса сохранена функция фиксации переключателя SRAM CAGE LOCK от предыдущих 11-скоростных моделей. Зубцы роликов переключателя SRAM имеют переменную толщину (narrow-wide или NW) для лучшего направления цепи, а у XTR все зубцы одинаковой формы. По примененным материалам оба варианта схожи – алюминий, сталь, карбон, а вот по весу XTR оказалось на 20г впереди. Заявленный производителем/фактический вес у SHIMANO 240/243г, а у SRAM — 264/268г. Производитель SHIMANO предлагает два варианта перекидок:

— GS Type – 45T максимальная звезда кассеты, но на 28mm лучший клиренс;

— SGS Type – 51T максимальная звезда, также работает с кассетой 10-45T.

 

В цепи XTR 9100 инженеры SHIMANO доработали технологию HYPERGLIDE (HG), назвав ее HYPERGLIDE+, и вместо плавного понижения передачи теперь акцентировали внимание еще и на плавном повышении передач. Теперь, переключая на звезду с меньшим количеством зубьев, цепь не будет словно падать, а будет плавно переходить.

Такой принцип работы сделан, чтобы в момент ускорения не было резких перепадов натяжения цепи, и можно было плавно переключаться без уменьшения давления на педали. По словам разработчиков теперь переключения стали совсем незаметны. А если сравнить плавность перехода с первой на вторую звезду кассеты и обратно (SHIMANO: 45T<->51T, SRAM: 42T<->50T), то SHIMANO в выигрыше, ведь на XX1 переключение происходит с разницей в 8 зубьев, в отличие от XTR, где разница составляет 6 зубьев. К тому же акцентируем внимание, что цепь SHIMANO асимметричной формы, ее можно случайно установить “вверх ногами”, так что будьте внимательны при установке, надписи на звеньях должны быть направлены наружу.

Для улучшения скольжения покрытие цепи SHIMANO осталось, как и в предыдущих, SIL-TEC –  это технология уменьшения трения благодаря покрытию частицами фтора. Надо отметить, что благодаря технологиям японского производителя SIL-TEC и HG+ наблюдается достаточно тихая работа всей трансмиссии.

Наконец-то инженеры SHIMANO избавили механиков и гонщиков от необходимости возить с собой выжимку для замены цепи. Сколько было рассказов о высочайшей надежности пинового соединения! Но опыт всех крупных мировых производителей цепей свидетельствует, что соединение цепи специальным замком не только является очень быстрым и удобным, но и не уступает в надежности пиновому соединению. И вот SHIMANO разработало свой замок QUICK-LINK и соответствующий инструмент для работы с ним.

Цепь SRAM хоть и не имеет системы схожей с HG+, но является достойным конкурентом по прочности. Тут американцы (совместно с немецким инженерами) потрудились на славу, к тому же замок Powerlock не является слабым звеном в цепи, как считалось в ранних моделях. Замок спроектирован так, что он будет крепче стандартного звена, но все же производители не рекомендуют устанавливать его больше одного раза.

Шатуны XTR 9100 значительно преобразились, однако в их основе так и осталась полая алюминиевая конструкция с технологией HOLLOWTECH II и 24мм ось. Никаких дополнительных стандартов, вроде ВВ30, не предусмотрено. На этом, пожалуй, сходство с предыдущими сериями заканчивается. Наконец-то SHIMANO согласились, что алюминиевая звезда-неспадайка с креплением Direct Mount является оптимальным вариантом по соотношению вес/жесткость на сегодняшний день. 

Конечно, они представили эту звезду в своем фирменном дизайне, а также разработали технологию DYNAMIC CHAIN ENGAGEMENT+ (DCE+). Но по сути, это всем нам хорошо известная технология разношироких Narrow-Wide зубьев, которую уже много лет применяют многие производители звезд и трансмиссий. Конечно, инженеры SHIMANO утверждают, что благодаря DCE+ Ваша цепь будет наилучшим образом удерживаться на звезде, а трансмиссия работать тише, но визуально ничего необычного не обнаружено:

Второе изменение, которое бросается в глаза, это система регулировки жесткости посадки шатунов в виде регулировочной пластиковой гайки, размещенной на оси. К этому решению давным-давно пришли такие производители как Race Face, FSA, SRAM и др., а вот теперь и SHIMANO.

Что касается цифр, то ничего необычного в новых шатунах нет. Они выпускаются с длиной шатуна 165мм, 170мм, 175мм и звездой в 30Т, 32Т, 34Т, 36Т, 38Т. По весу прорыва не получилось. Производитель заявляет 516г против трехлетних карбоновых SRAM XX1 Eagle с весом 477г.

Новые манетки XTR 9100 выглядят миниатюрно и аскетично. Доступны в двух вариантах крепления на руль: с помощью стандартного хомута и с помощью крепления на тормозную ручку с новым стандартом I-SpecEV. К старым тормозным ручкам он не подходит. Производитель говорит, что новые манетки являются более чувствительными, а усилие при переключении удалось уменьшить на 35%.

Стоит отметить абсолютно новый подход к принципу работы манетки переднего переключателя. Теперь она имеет только один рычаг, нажимая на который происходит переключение с малой на большую переднюю звезду. Следующее нажатие приводит к обратному сбросу передачи. В случае использования трансмиссии 1-12ск. левую манетку можно применить для работы с механическим дроппером, вилкой или задним амортизатором, например, от производителя Fox.

Левая манетка очень эргономичная и дает 7мм хода тросика. При изготовлении манеток применялся алюминий и стекловолокно. Вес правой манетки получился отличным: 117г против 124г у SRAM XX1.

Из настоящих интересных новинок XTR 9100 мы выделяем заднюю втулку с новым механизмом зацепа Scylence drive mechanism. Его особенностью является отсутствие контакта между зацепами барабана, если вы не крутите педали. Нет контакта – нет привычного жужжания задней втулки и вы даже сможете слышать звук катящихся по поверхности покрышек.

У барабана втулки новый дизайн шлицов, который назвали Micro Spline. Задняя втулка в варианте straight pull standard по заявлению производителя будет на грамм легче знаменитой DT Swiss 240. А что касается колес XTR 9100, то их не будет — производитель сосредоточил усилия на создании только задней втулки. На втулках XTR 9100 вы можете собрать колеса, подобрав обода по своему вкусу. Втулки доступны в вариантах под спицу с прямой и загнутой головкой, а так же с 28 или 32 отверстиями.

Кратко хотелось бы отметить появление таких новинок как держатель цепи Shimano XTR CD800 Chain Guide,

обновленных двух и четырех поршневых тормозов,

 

обновленного ротора Shimano XTR RT-MT900 ICE TECHNOLOGIES FREEZA,

и педалей XTR M9100 с обновленным дизайном.

Дизайн XTR M9100 традиционно сдержанный, в темно-серых тонах, абсолютная противоположность золотому, манящему SRAM XX1 EAGLE. Плохо это или нет, сказать сложно, это дело личного вкуса и предпочтений.

Анализируя серию XTR M9100, специалисты BestBikes увидели новые и интересные идеи: бесшумная задняя втулка, мультифункциональная левая манетка, альтернатива по кассетам 1-12 или 1-11, ознакомились с новыми техническими решениями, стандартами и технологиями. Конечно, за этим стоит огромная проделанная работа инженеров и дизайнеров. Однако во многих представленных идеях отчетливо видны технические решения, которые нам уже давно приелись у других производителей. Инновационных подходов, таких которые могут претендовать на статус «прорыва», не было замечено. Появление задней втулки Scylence мы выделим как самое интересное решение, но на фоне презентации целой новой группы это не очень заметное достижение. Пожалуй, SHIMANO выпустило достойный аналог трехлетнему SRAM XX1 EAGLE, украсив его стильным дизайном и приправив парочкой интересных идей.

Катайтесь на лучшем, но заглядывайте внутрь, с наилучшими пожеланиями, BestBikes.

Источники:

https://www.sram.com/sram/search?keywords=XX1+Eagle

https://bike.shimano.com/en-EU/product/component/xtr-m9100.html

https://www.mbr.co.uk/reviews/groupset/shimano-xtr-m9100-review

https://bikerumor.com/2018/05/25/2019-shimano-xtr-m9100-unveiled-this-changes-everything/

https://www.bicycling.com/bikes-gear/a20049789/sram-xx1-eagle-review/